bavafi

17.06
17:17

«Да, свобода – штука сложная. Это в концлагере всё просто. А свобода – явление художественное…»


«Для славы мёртвых нет» - вспомнилось вдруг из стихов А.Ахматовой, совсем по другому поводу написанных. И всё же, эта маленькая книжка как эпитафия писателю, ведь в ней собраны произведения, которые ранее не издавались на русском языке, вышла же она уже после смерти автора. Это рассказы 30-60-х годов прошлого века и два отрывка из незаконченных романов. Все вещи разнородны и ничем не объединены, кроме желания редакторов издать эти тексты, и спасибо им за это. Рассказы, несмотря на их малый объём, производят очень мощное впечатление. Всё в них разное: место действия, герои, сюжеты. Общее лишь одно – талант автора. Выделю, пожалуй, два рассказа. «Гроза» поражает, как могла бы поразить молния, к ней ведь никогда не успеешь подготовиться. Герои живут на экзотических островах в районе Фиджи, из двери бунгало видят залив океана и кокосовые пальмы. Все здесь иное, непривычное европейцу. Может, потому и чувства здесь тоже иные: они могут нахлынуть совершенно внезапно и накрыть, как цунами. И у них даже может не быть никаких предпосылок. Впрочем, какие чувства? Думаете, при таком антураже это сразу любовь на фоне прибоя? Не торопитесь с выводами. Даже когда прочтёте рассказ. Гари не писал дешёвых мелодрам. О героях «Маленькой женщины» рассказывает нам некий сержант Фабиани, который обращается к читателю «да, месье» и был свидетелем происходящих событий. Вьетнам начала XX века, который был когда-то французской колонией. Непроходимые джунгли, в которых белые люди с помощью местных рабочих мучительно прокладывают железную дорогу. Здесь счастье не заболеть лихорадкой и избежать укуса ядовитого паука, найдённого в собственной постели. И здесь-то и появляется «маленькая женщина с невероятным количеством багажа и собачонкой пекинесом». Пекинес – это самое необходимое в джунглях. Ещё фонограф, который она будет слушать целыми днями. «Какая бы нелепость ни пришла ей в голову, она тут же принималась воплощать её». Стремление тут же воплощать всё в жизнь и приведёт её к тому, к чему приведет. Противостояние же белых людей и местных племён поразительно трагично, особенно на фоне лёгких танцевальных мелодий… Признаюсь, оба эти рассказа и врезались в память, и в то же время что-то смутно напомнили. Первый – южные рассказы Д.Лондона, второй – новеллы С. Моэма, где не раз он показывал, как опасна бывает самонадеянность белых, навязывающих свои «блага» аборигенам колоний, которые хотят всего лишь жить по своим законам и порядкам. Ни в коем случае не говорю о плагиате; видимо, примерно общее время написания, острые темы того времени сказались и на рассказах Гари. Два отрывка из незавершённых романов вызывают искреннее сожаление, что полноценными произведениями они так и не стали. Потрясающие истории могли бы получиться, контуры их намечены явно, а герои уже кажутся хорошо вылепленными, есть и второстепенные персонажи, тоже весьма колоритные. Герой «На последнем дыхании» ищет хорошего профессионального убийцу, а это, оказывается, не так-то просто, даже если ты полжизни провёл среди них. Зачем, найдёт ли – это автор ещё успел написать. Дальше же должно бы начаться самое интересное, но увы… События в отрывке из задуманного романа «Грек» происходят в Греции, в которой в 1967-1974 годах был установлен режим «чёрных полковников», как подсказывают комментарии к тексту. «Греция. Родина мифологии, никогда не существовавших царей и никогда ничего не сотворивших богов, с их запутанными родственными связями, и всё это – только в мраморе». И на этой благословенной земле, политой кровью героев и маслом оливы, где детей продолжают называть Фидий, Аристотель и Сократ, строятся концлагеря, душится любое инакомыслие. И время потребовало новых героев – борцов, авантюристов по натуре, каким и был бы главный герой, прозванный Золотым Дельфином за невероятные способности к плаванию. Оба романа могли бы стать отличными экранизациями – динамичными и в то же время трогательными. Думаю, даже для первого знакомства с Р.Гари эта книга подойдёт, в этих небольших текстах, как в капле воды, отразился и талант писателя, и мир его героев, и его отношение к жизни. «Да, свобода – штука сложная. Это в концлагере всё просто. А свобода – явление художественное…» В рамках мини-флешмоба "Отдадим книги в хорошие руки" и с огромной благодарностью La laviniense, приславшей мне свой экземпляр книги!
«Да, свобода – штука сложная. Это в концлагере всё просто. А свобода – явление художественное…»


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки